Колонка эксперта

18.04.2019

Дмитрий Васильев
Дмитрий Васильев | Руководитель Информационного делового центра Санкт-Петербурга в Гамбурге

ДЕСЯТЬ ОСНОВНЫХ РИСКОВ В ЛОГИСТИКЕ И ЦЕПЯХ ПОСТАВОК В 2019 ГОДУ

По данным крупнейшего немецкого логистического оператора DHL, в международной торговле сохраняется напряженность, которая несет риск для логистики и цепей поставок в 2019 году.

В рейтинге рисков, осложняющих организацию логистики и цепей поставок, на первое место DHL ставит Brexit, новые импортные тарифы и торговые барьеры. Эти факторы могут сильно повлиять на организацию поставок и отраслевую логистику из-за перемещения производства и дистрибуции. Ожидается, что эта тенденция усилится в 2019 году, особенно если США и Китай введут дополнительные тарифы или если Британия и ЕС не согласятся на соглашение с ЕС по Brexit. 

На второе место DHL ставит растущий спрос на сырье в сочетании с его нестабильным предложением на рынке из-за политической нестабильности и вынужденных простоев поставщиков. Это может привести к узким местам в важных технологических и производственных цепях. Особенно при поставке таких материалов, как литий, кобальт и адипонитрил и т.д.

Замыкает тройку рисков более строгие экологические нормы, с которыми компаниям все больше и больше приходится считаться. По данным DHL, меры по борьбе с загрязнением окружающей среды в 2019 году будут распространены на другие сектора в азиатском регионе. Также ожидается, что Агентство по охране окружающей среды США опубликует новые требования. Все это сделает природоохранное законодательство жестче и приведет к увеличению затрат для компаний во многих отраслях, в том числе и в логистике. Т.к. такие изменения могут поставить под угрозу поставщиков и привести к значительным изменениям во всей цепочке поставок.

В-четвертых, среди главных рисков эксперты называют изменение климата в сочетании с экстремальными погодными условиями. Компаниям придется приспосабливаться к растущему числу связанных с погодой сбоев. К 2018 году лесные пожары, засухи, низкий уровень воды и таяние льда оказали наибольшее влияние на цепочки поставок. Однолетняя засуха летом и осенью привела к рекордно низким уровням воды на Рейне. Уровень воды препятствовал судоходному движению. Жертвами стали производители химической продукции и стали в Германии, Франции и Нидерландах. Они были вынуждены объявить форс-мажорные обстоятельства при поставках.

Далее в отчете DHL содержится предупреждение против более строгих экологических требований. Например, ожидается, что политика в области качества воздуха и защиты климата будет ужесточена во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.

На шестом месте по величине рисков на 2019 год DHL перечисляет убытки поставщиков из-за экономической неопределенности и структурных изменений. Неплатежеспособность поставщиков будет расти.

Еще один риск, который следует учитывать компаниям, это потрясения в трудовых отношениях, потому что они могут нарушить любую транспортную операцию. В прошлом году протесты, связанные с Днем труда (1 мая) и желтыми жилетами во Франции и Бельгии, нарушили перевозки, движение на автомагистралях, в портах и на пограничных переходах или блокировали подъездные пути к промышленным районам.

Восьмой из главных рисков – это пожары на контейнеровозах в связи с перевозкой опасных грузов. Они влекут за собой риски для других грузов и увеличивают время ожидания и проверки на пунктах пересечения границы. Компании, зависящие от отношений США-Мексики и ЕС-Великобритании, вероятно, столкнутся с повышенными издержками и задержками при пересечении границ. И на последнем девятом месте – беспилотники, которые стали еще одной опасностью в связи с безопасностью полетов. Инциденты с беспилотниками в непосредственной близости аэропортов, скорее всего, будут повторяться и мешать работе в сфере грузовых авиаперевозок.

К списку статей