Колонка эксперта

29.12.2020

Юрий Баранов
Юрий Баранов | Руководитель отдела транспортно-экспедиционного обслуживания ГК АРИВИСТ

Как открыть бизнес по грузоперевозкам с нуля

Что нужно знать перед открытием бизнеса по грузоперевозкам?

В грузоперевозки не приходят случайно. В этой сфере вращаются предприниматели, которые попали сюда с юных лет. Кто-то начинал водителям, другие на позиции менеджера или ответственного за направление. Если вы решили организовать свой бизнес по грузоперевозкам – придется вникать во все детали и нюансы, а потом их контролировать. Иначе достаточно быстро вас могут обмануть, вешать лапшу на уши с тем же ремонтом подвижного состава и выставляли счета за ненужные или несуществующие ремонты. Придется научиться разбираться в технике хотя бы на уровне «продвинутого пользователя». Если, конечно, у Вас в штате нет механика, которому Вы полностью доверяете. То же самое и во всех остальных аспектах этого бизнеса. Рассказываем, как начать бизнес по грузоперевозкам с нуля: публикуем пошаговую инструкцию для предпринимателей.

Пошаговая инструкция по открытию бизнеса по грузоперевозкам

Система регистрации

В сфере грузоперевозок многие работают со статусом ИП. Оформить его проще, можно платить фиксированный налог, который не зависит от доходов.

— Сейчас в России меняется система налогообложения для ИП. Кроме того, до недавнего времени клиенты работали с такими подрядчиками часто по серым схемам, оплачивая услуги наличными. Ныне практика уходит в прошлое. Налоговый контроль становится все жестче, бизнес «обеляется», поэтому такие схемы становятся скорее исключением, — рассказывает руководитель отдела транспортно-экспедиционного обслуживания ГК АРИВИСТ Юрий Баранов.

Эксперт отмечает, что заказчики грузоперевозок последнее время меньше хотят работать с индивидуальными предпринимателями. Причина в недоверии к такой форме организации бизнеса.

— Регистрируя ИП, вы серьезно снижаете пул потенциальных клиентов. Да и сама форма регистрации юрлица в виде ООО внушает больше доверия и кажется заказчиком лучшей гарантией, по сравнению с ИП, которого клиенты воспринимают как «частника». При регистрации ООО можно минимизировать личную ответственность самого владельца бизнеса по сравнению с ИП, — отмечает Юрий Баранов.

Из других обязательных инстанций можно отметить необходимость иметь в штате АТП (автопредприятия) сертифицированных специалистов по пожарной безопасности, по безопасности дорожного движения, по транспортной безопасности. Как правило, сотрудников с такими «корочками» берут на должность главного механика. Можно принять в штат специалиста уже с документами. Либо придется брать сотрудников без документов и отправлять их на обучение.

Для организации бизнеса по грузоперевозкам с нуля придется открывать счет в банке.

— Эффективнее всего оформить дистанционное банковское обслуживание, организовать систему электронного документооборота (ЭДО), спрос на который среди клиентов всё выше с каждым днем. Компании стараются уходить от бумажных документов, переходить в электронный формат взаимодействия. Для этого потребуется получать электронную подпись для ЭДО, доступ к банк-клиенту, устанавливать специальное программное обеспечение на компьютеры, — делится собеседник «Комсомолки».

Для функционирования любого автопредприятия обязательным является контроль за движением автомашин, соблюдением режима труда и отдыха водителей. У каждого водителя должна быть действующая карта для цифрового тахографа. По закону каждый грузовик должен быть оборудован таким, иметь сертификат поверки, а самому АТП потребуется специальное программное обеспечение и карта автопредприятия для считывания и хранения информации с тахографов.

Главное

  • Чтобы открыть бизнес по грузоперевозкам лучше выбирать форму организации автотранспортного предприятия в виде ООО.
  • В штат нужно принять специалистов по разным направлениям безопасности. Сотрудников можно обучить с нуля, если отправить их на курсы.
  • Заведите счет в банке.
  • Начинайте вести электронный документооборот, получите цифровую подпись.

Перечень документов

Подготовить все документы для ООО можно самостоятельно. Это не так уж сложно и по силам любому, кто готов вчитываться в законы. Если же возиться с документами неохото, то можно обратиться в банк или фирму, которая оказывает поддержку бизнесу. В первом случае зарегистрировать юрлицо помогут в обмен на открытие счета, во втором возьмут за свои услуги комиссионные.

Чтобы открыть ООО требуются:

  • наименование;
  • указать юридический адрес;
  • паспортные данные всех учредителей;

При регистрации ООО нужно будет указать коды ОКВЭД — это классификатор, который охватывает практически все сферы бизнеса. Для грузоперевозок подойдет раздел 49.4. Более детально стоит рассмотреть коды:

  • 49.41 — деятельность автогрузового транспорта;
  • 49.41.1 — перевозка грузов спецавтотранспортом;
  • 49.41.3 — аренда грузовиков с водителем;
  • 49.42 — предоставление услуг по перевозкам.
  • 52.10 — если планируете делать склад для грузов.

Также потребуется создать ООО и сделать два экземпляра. Оплатите госпошлину (4000 рублей) и сохраните квитанцию для подачи документов. Заполните заявление о создании юрлица по форме P11001 — оно есть в интернете на сайте налоговой. В ФНС также нужно предоставить протокол собрания собственников. Свои права на адрес нужно подтвердить копией свидетельства о праве собственности. Если помещение арендуется, то запросите у собственника гарантийное письмо.

Ответ из ФНС придет в течение пяти дней. Прежде чем начинать работу, стоит заказать фирменную круглую печать.

Выбор места размещения

Тренд на удаленку силен как никогда. Но на этапе становления бизнеса по грузоперевозкам ни в коем случае нельзя дистанцироваться от организации работы. Перевести персонал из офиса на дом можно лишь когда предприятие начнет стабильно работать.

 Сам офис, конечно, нужен. Это место, где вы поставите пару-тройку столов для работы бухгалтера, делопроизводителя, кадровика и директора. Место, где будут вести и хранить кадровую, бухгалтерскую и прочую документацию. Эту работу нельзя отделить от необходимости присутствовать на автобазе, общаться с водителями, механиком. Поэтому первым делом выберете площадку под автобазу. Она должна быть в транспортной близости от основных маршрутов движения вашего автопарка, чтобы исключить лишние пробеги, затраты на топливо, потерю времени при осуществлении рейсов. А потом уже выбирайте место для офиса – оборудуйте офис либо на самой автобазе, либо в непосредственной близости от нее, — говорит Юрий Баранов.

Главное

  • Офис нужен на этапе становления бизнеса. Если позже удастся отстроить стабильную работу, то можно перевести часть сотрудников на удаленку.
  • Немаловажен грамотный выбор локации под автобазу. Придется подумать о логистике, путях подъезда, чтобы минимизировать расходы на топливо и аккумуляцию техники.

Заказ оборудования

Главным капиталом при открытии бизнеса по грузоперевозкам, станут машины. Прежде стоит определить для своего дела сегмент, в котором хотите работать. После этого начинайте изучать предложения на рынке техники.

 Изучайте все варианты любыми доступными способами – читайте отзывы в Интернете, задавайте вопросы в профессиональных блогах, спрашивайте рекомендации у знакомых из этой сферы. Говорите с водителями. Изучать вопрос нужно не только с точки зрения начальной цены, но и с точки зрения стоимости эксплуатации, сложности эксплуатации, надежности техники, ее долговечности, — отмечает эксперт.

Если не брать в расчет покупку автомобилей на старте – то именно эксплуатационные расходы составляют львиную долю всех затрат предприятия. Это и расходы на плановое техобслуживание, и расходы на ремонты, и затраты на топливо, масла, расходники, замену колес и т.д.

Но и сами грузовые авто стоят прилично. Если нет средств на покупку и оснащение целого автопарка, то самый верный в этом случае вариант – брать технику в лизинг.

— Сейчас рынок лизинговых предложений развился достаточно широко, чтобы можно было подобрать оптимальный вариант. Лизинг предлагают большинство крупных банков или их дочерние структуры. В деле автодилеры. Запрашивайте просчет в разных местах, выбирайте оптимальное предложение. В этом случае достаточно будет иметь начальный капитал на первый взнос и стартовые лизинговые платежи, — рассказывает руководитель отдела транспортно-экспедиционного обслуживания ГК АРИВИСТ Юрий Баранов.

Кроме того, по сравнению с другими вариантами, лизинг – это отличный и легальный способ снизить налогооблагаемую базу, получить налоговые вычеты по НДС. Что особенно актуально на этапе становления бизнеса, пока вы не вышли на планируемый и стабильный уровень доходов.

Вне зависимости от способа получения средств на покупку оборудования – берите заемные средства в той валюте, в которой планируете получать доход. Если будете работать на рынке международных автоперевозок – то можно рассмотреть варианты и в иностранной валюте. Если оказывать услуги по перевозкам на внутрироссийском рынке – только рубли.

Главное

  • Самая большая трата при запуске бизнеса по грузоперевозкам — закупка автомобилей. Определитесь с сегментом и начинайте скрупулезный подбор моделей.
  • Существенная часть расходов — эксплуатационные. Поэтому чем качественнее будет техника, тем выгоднее она отработает.
  • Если стартовый капитал невелик — воспользуйтесь лизингом. С ним можно снизить налоги.
  • Кредит на бизнес берите в той валюте, в которой будете получать доход.

Покупка расходных материалов

У техники в сфере грузовых перевозок достаточно большие пробеги. Так что расходные материалы будут нужны регулярно. Это и лампочки, и «дворники» на стекла, и тормозные колодки, диски, фильтры, жидкость стеклоомывателя и многое другое.

 Самыми качественными будут запчасти официальных производителей техники, однако, они же будут и самыми дорогими. Изучайте варианты покупки запчастей у производителей аналогов, но предельно внимательно оцените качество такой продукции, чтобы экономия в закупочной цене не сказалась на надежности и эксплуатационной долговечности, — говорит наш эксперт.

Старайтесь закупить наиболее востребованные запчасти заранее, чтобы они были у в наличии для максимально оперативной замены. Совершая оптовые закупки, можно договориться с поставщиком о скидке за объем, что также повысит рентабельность.

Перед тем, как начать закупать расходники, нужно найти крупных поставщиков с репутацией добросовестных контрагентов. Фирма должна предоставить гарантию на товары, работать официально и принимать оплату безналом и предоставлять закрывающие документы.

Собеседник советует отобрать двух-трех поставщиков для закупка расходных материалов на грузоперевозки. Так сможете сравнивать качество и надежность поставляемых деталей, а также отпускные цены и другие условия купли-продажи.

Лучший поставщик сможет отпускать запчасти и другие расходные материалы без предоплаты – это позволит получать запчасти быстрее, а платить за них постфактум. Отдельно проработайте вариант оплаты в рассрочку или с отсрочкой – это также позволит сперва получить деньги с клиентов за оказанные услуги, а потом уже расплатиться с поставщиками запчастей и расходников.

— Это важный момент, потому что в сфере грузоперевозок действует правило – сперва перевези, потом получи деньги за перевозку. То есть, сперва будете оказывать услугу и тратить средства на ее организацию, а уже потом получите заработанные деньги. Вопрос отсрочки платежей важен, если в наличии нет достаточных оборотных средств, — объясняет Юрий Баранов.

Главное

  • Главными расходниками станут детали для автотранспорта. Их предстоит закупить много и часто, поскольку техника постоянно работает. Лучше покупать официальные запчасти, однако, они стоят дорого.
  • На складе должны храниться все необходимые детали для оперативной замены. Техника не должна простаивать.
  • Выбирайте надежных поставщиков, которые работают открыто, с документами.
  • Договорить о постоплате и рассрочке. Это поможет решить проблему отсутствия оборотных средств.

Найм персонала

Наиболее важная составляющая любого бизнеса. Грузоперевозки с нуля — не исключение. Компетентные, профессиональные, мотивированные сотрудники не только работают качественно, но зачастую могут нивелировать ошибки и огрехи в планировании. Такой специалист справится с непредвиденными вопросами и добьется цели вопреки всем обстоятельствам.

 Если говорить про водителей – то, в первую очередь обращайте внимание на опыт. Как давно соискатель имеет водительское удостоверение соответствующей категории и работал ли он водителем в этой категории. Если опыт имеется – то обязательно нужно получить справки и рекомендации с предыдущих мест работы. Чем больше прежних работодателей опросите – тем шире и достовернее станет история соискателя. Из этих источников можете почерпнуть информация не только про профессионализм сотрудника, но и про его личностные качества – такие, как конфликтность, уживчивость в коллективе и другие важные характеристики, — советует Юрий Баранов.

Зачастую лучшим сотрудником оказывается тот, кто имеет большой опыт управления именно такой техникой, на которую вы ищете водителя. В одной и той же категории автомашин — особенно если говорить про большегрузы – очень много разных типов техники. У каждого свои особенности управления и эксплуатации. Сотрудник, который много лет успешно и безаварийно водил автомобилевоз, может оказаться совершенно неподготовленным за рулем фуры-контейнеровоза или бензовоза в силу серьезных отличий при управлении техникой разной направленности.

Что касается других обязательных вакансий – все зависит от того, что вы готовы делать самостоятельно, а что делегировать. Если машин меньше пяти – вполне реально самому и выставлять счета, заключать договоры, производить оплату, контролировать поступление денег от клиентов и искать новых. Либо же отдать это менеджеру или партнеру, а самому заниматься контролем и ремонтом автомашин.

Автотранспортному предприятию потребуются:

  • специалист по бухучету: как для ежедневной работы со счетами, так и для подготовки, подачи налоговой отчетности;
  • специалист по кадровому делопроизводству: с сотрудниками нужно заключать грамотные трудовые договоры, вести трудовые книжки, оформлять отпуска, больничные и прочую документацию;
  • механик: специалист, разбирающийся в автотехники, которые сможет компетентно оценивать состояние автомашин, определять требуемые ремонты, выбирать необходимые запчасти;
  • делопроизводитель: занимается ведением и учетом поездок, просчетом расходов на ремонты, топливо и другую операционную деятельность АТП.

Эти сотрудники могут быть в штате, работать по совместительству или быть внешними периодическими консультантами на аутсорсинге.

— На начальном этапе грузоперевозчики находят грамотного юрист-консультанта. Он составляет проформ договоров, определяет необходимую документацию и правила ведения учета повседневной работы. Проверяет договоры контрагентов, которые не захотят принимать вашу проформу договора, а предложат свою. Если не имеете специального юридического образования – обязательно нужно найти того, кто будет вас консультировать по этим вопросам, иначе рискуете «вписаться в кабалу» с излишними и неправомерными обязательствами, сами того не заметив, — рекомендует Юрий Баранов.

Чтобы открыть бизнес по грузоперевозкам с нуля, обязательно потребуются начальник автоколонны. Это официально лицо, которое отвечает за предрейсовый осмотр автомашин и допуск их на линию перед каждым рейсом. Для этого и нужны озвученные выше «корочки». Как правило обязанности возлагают на главного механика.

По закону каждый водитель перед рейсом должен проходить медосмотр. Потребуются штатные медики либо договор с медицинским центром. Тогда водители будут проходить предрейсовое медосвидетельствование в другом месте или их человек будет приезжать к вам.

— Важно определиться с ремонтом подвижного состава. Если будете делать собственными силами, тогда помимо кучи специализированного оборудования и инструментов, потребуются механики, автослесари. Можно направлять автомобили на ремонты в специализированные станции техобслуживания – тогда достаточно будет одного специалиста, который будет разбираться в технике, — добавляет эксперт.

Главное

  • Принимая на работу водителей, проверяйте кандидатов и интересуйтесь его опытом управления конкретного транспортного средства.
  • Если АТП небольшое, то заниматься финансовыми документами можно самостоятельно.
  • Найти на аутсорсе или принять в штат нужно: кадровика, бухгалтера, делопроизводителя, медика. Одним из важнейших сотрудников в штате будет начальник автоколонны.
  • Если не обладает юридическим образованием и не разбираетесь в договорах, то для организации бизнеса по грузоперевозкам нужен юрист.
  • Ремонт и обслуживание грузовых машин дело затратное: нужно инвестировать в инструменты и технику, а также нанимать специалистов. Если есть хороший механик, тогда можно найти подрядчиков из числа станций техобслуживания.

Как привлечь первых клиентов

  • Предлагаем действенные пути поисков клиентов на начальном этапе организации бизнеса по грузоперевозкам.
  • Максимально широко изучите и определите потенциальных клиентов на этапе просчета бизнес-модели. Когда начнете работать – уже будете знать, в какую сторону и к кому идти.
  • Ищите клиентов среди знакомых и их знакомых. Расширяйте круг общения, не забывая про бизнес-интересы.
  • Расширяйте свое присутствие до предела: официальный сайт, странички в мессенджерах и соцсетях, онлайн-карты, используйте рекламу, «сарафанное радио» и так далее.
  • Постарайтесь найти тех, кто может вас порекомендовать потенциальным клиентам. Собирайте с довольных клиентов рекомендательные письма, грамоты и благодарности. Попросите дать разрешение на размещение информации о них на вашем сайте в качестве списка партнеров.
  • Придумайте систему скидок и отсрочек платежей.
  • Застрахуйте основные риски: ответственность автоперевозчика, экспедитора, целостности грузов, страхование по риску мошенничества. Сообщайте клиентам, что вы застрахованы – это повысит имидж и сможет покрыть реальные риски, которые неизбежны в любом бизнесе.
  • Если не получается самостоятельно привлечь первых клиентов, то на первых порах можете найти более крупную компанию-перевозчика и стать их субподрядчиком. Крупные автоперевозчики, при нехватке парка, часто сами привлекают компании извне, забирая процент. Это позволит начать бизнес по грузоперевозкам, параллельно вникая во все нюансы и тонкости сферы. Такой вариант позволит наработать опыт на рынке, потому что многие заказчики перевозок не хотят работать с компаниями, которые только что открылись – им нужна бизнес-репутация, стаж.

— Будьте коммуникабельны. Будьте везде. И главное – делайте свою работу качественно, зарабатывайте себе положительную репутацию с самого первого шага. Привлечь клиента – это еще половина задачи, вторая половина – это его удержать, — советует Юрий Баранов.

Распространенные ошибки

— Одна из самых распространенных ошибок в этом бизнесе – начать закупать технику, нанимать сотрудников, организовывать деятельность, не изучив потенциальный рынок сбыта своих услуг и услуги, конкурентную среду, — объясняет эксперт.

Любое предприятие стоит начинать с составления бизнес-план, модели развития и деятельности. Просчитать все затраты, риски – как обязательные, так и вероятные. Потом начинать вкладывать средства и силы. Действовать наобум нельзя – это путь в никуда. В сфере грузоперевозок требуется большая инвестиция на старте — потерять ее, значит остаться с большими долгами на много лет.

 Сфера грузоперевозок широка и многообразна. Типы автотранспорта и регионы деятельности тоже. Можно в отдельные направления выделить контейнерные грузоперевозки, рефрижераторные перевозки, тентованные, негабаритные, перевозки пиломатериалов, металлолома, наливных грузов, насыпных и т.д.. Можно разделять перевозки на мелкотоннажные, среднетоннажные, крупнотоннажные, тяжеловесные, сборные. Вариаций очень много, и у каждого направления грузоперевозок будут свои требования, свои особенности и свои клиенты, — рассказывает Юрий Баранов.

Сколько стоит открыть бизнес по грузоперевозкам

— Сколько бы вы ни просчитывали – всего не учтешь. В любом случае могут возникнуть какие-то непредвиденные расходы. Как, например, проколотое колесо и многое-многое другое. Так что запас средств или источник, откуда их можно быстро взять, должен быть. А еще запас нервов, терпения и уверенности в том, что все получится. Дорогу осилит идущий или едущий! — резюмирует эксперт.

Статья расходов

Примерные траты, руб.

Автотранспорт

Расходы зависят от типа техники и планируемых масштабов.
Цена «Газели» — от 1,5 млн, хороший седельный тягач — от 4,5 млн.

Постановка на учет в ГИБДД

от 2000 за машину

Страховка

100 000

Оборудование (тахографы, аптечки, спутниковый маячок)

150 000

Аренда стоянки и офиса (платеж за первый и последний месяцы, ЖКХ)

от 200 000

Зарплатный фонд на пять сотрудников офиса

300 000 — 500 000

Юридические консультации

20 000

Закуп расходников (топливо и запчасти)

500 000

Договор с медцентром на предрейсовые осмотры

от 5000

Зарплатный фонд для водителей

от 500 000

Налоги

индивидуально

Банковское обслуживание

комиссия с каждого платежа около 1%

Канцелярия и офисная техника

500 000

Затраты на «Платон» (если фуры больше 12 т)

индивидуально

Проезд по платным автодорогам

индивидуально

Оборотные средства

от 1 000 000

 

Источник: Комсомольская правда

 

К списку статей