Колонка эксперта

05.02.2021

Анна Ремизова
Анна Ремизова | Ведущий менеджер по авиаперевозкам ГК АРИВИСТ

Банкротства авиакомпаний в 2021 году неизбежны, вся отрасль нуждается в финансовой поддержке

По причине того, что с января по октябрь количество пассажиров упало на 57%, а объем перевезенных грузов и почты уменьшился всего на 4,6%, крупные авиакомпании продолжат начатую в 2020 году тенденцию к переводу пассажирских бортов в грузовые.

Например, в июне Turkish Airlines объявила, что после кризиса с коронавирусом она продолжит расширять свой грузовой флот, одновременно сократив свой пассажирский флот как минимум на 10%. Грузовые воздушные перевозки весь последний год стимулируются ростом производства, размещением заказов на электронную торговлю и выпуском новых вакцин COVID-19.

ИАТА заявила, что международная грузоподъемность авиаперевозок сократилась на 24,8% и была на 22,6% меньше для всего сектора по сравнению с октябрем 2019 года, что является прямым результатом того, что пассажирские флоты по-прежнему эксплуатируются менее чем в 2 раза по сравнению с их обычным расписанием из-за минимального спроса на пассажиров во время пандемии. Пассажирские самолеты, как правило, перевозят около 54% мирового объема воздушных грузов. Значительное увеличение пропускной способности специализированных грузовых судов и коэффициентов использования в этом году не смогло устранить нехватку воздушных перевозок, хотя в последние 8 месяцев 2020 года она постепенно улучшалась. В апреле и мае грузоподъемность была на 40% ниже, чем в 2019-м, и сократилась на четверть в сентябре.

В конце прошлого года Международная ассоциация воздушного транспорта прогнозировала, что объем воздушных грузовых перевозок вернется к докризисному уровню в начале этого года. Это резкий контраст с индустрией пассажирских авиаперевозок, которая, как ожидается, не сможет полностью восстановиться в течение следующих трех лет. В декабре самолеты были на 71% заполнены грузом.

По поводу прогнозов на 2021 год – мы ожидаем, что объем воздушных грузов, который сейчас на пике до начала китайского Нового года в середине февраля, продлится до конца I квартала, что, как правило, представляет собой период затишья в воздушных перевозках после тяжелого сезона розничных отпусков во многих частях мира. Ожидается, что после этого темпы роста останутся относительно высокими, хотя оживление может снизиться, если новая волна COVID-19 замедлит экономическую активность или доверие потребителей.

Согласно последнему прогнозу европейского провайдера услуг аэронавигации и управления воздушным движением Eurocontrol, в 2021 году объемы авиаперевозок в Европе достигнут не более 51% от уровня 2019-го.

В 2020 году общее количество рейсов в Европе сократилось до 5 млн с 11,1 млн в докризисном 2019-м. Карантинные ограничения, закрытие границ и самоизоляция истощили спрос на авиаперевозки начиная с марта прошлого года, за исключением небольшого и оказавшегося непродолжительным летнего роста активности. Европейская отрасль недосчиталась 1,7 млрд пассажиров, что привело к финансовым потерям авиакомпаний, аэропортов и провайдеров услуг ОрВД, которые оцениваются в €56,2 млрд.

По оценке Eurocontrol, 51% совокупного парка европейских перевозчиков простаивали. Банкротства авиакомпаний в 2021 году неизбежны, и вся отрасль – не только авиаперевозчики – нуждается в финансовой поддержке, и гораздо большей, чем уже оказывается правительствами стран.

Вакцины от COVID-19 обещают долгожданное восстановление, но пройдут месяцы, прежде чем эффект вакцинации начнет отражаться на спросе на авиаперевозки. В первые месяцы 2021 года объемы трафика продолжат оставаться на 50–60% ниже уровня 2019-го, а за весь год ожидается 5,64 млн рейсов, что соответствует половине от рейсов в докризисном году. В более долгосрочной перспективе наиболее реалистичным выглядит сценарий восстановления европейского рынка к 2024–2025 гг.

 

Источник: РЖД-Партнер

 

К списку статей