Новости

16.02.2016

ГК «Аривист» принял участие в выездном заседании рабочей группы по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

11 февраля 2016 года состоялось событие, которое может стать важной

вехой процесса изменения условий работы участников ВЭД в Большом Порту

г. Санкт-Петербург.

В заседании приняли участие чиновники высокого уровня: заместитель

Министра экономического развития Российской Федерации Воскресенский

С. С., заместитель полномочного представителя Президента Российской

Федерации в СЗФО Травников А. А., заместитель Министра транспорта

Российской Федерации – руководитель Федерального агентства морского и

речного транспорта Олерский В.А., заместитель руководителя ФТС Давыдов

Со стороны бизнеса присутствовали ведущие участники цепочки

обслуживания контейнерных грузов в порту: крупнейшие линейные

перевозчики, представители контейнерных терминалов, экспедиторы и

таможенные брокеры. В числе последних был и директор по логистике ГК

«Аривист» Александров Кирилл Борисович.

Совещание прошло на территории терминала КТСП. В начале встречи

руководство порта  провело экскурсию по зонам обработки судов,

таможенного досмотра грузов и документального оформления товаров.

Реальные производственные процессы были показаны как со стороны порта,

так и со стороны таможни.

Плодотворно прошло посещение ОТО и ТК т/п Гавань. В режиме

реального времени были продемонстрированы все этапы работы отдела

таможенного оформления, от присвоения номера ДТ до выпуска товара в

свободное обращение и снятия его с  учета в зоне таможенного контроля на

терминале.

Далее участники приступили к совещанию по  вопросам ускорения

оформления грузов в морских портах.  В ходе обсуждения стало очевидно,

что вопрос не случайно требует компетенции правительства РФ.  Например,

начальник Балтийской таможни ошибочно считал, что для декларанта можно

законодательно установить норматив по предоставлению документов на

поступающий в порты РФ груз, на манер норматива по предоставлению

коносаментов судоходными линиями. Старшим товарищам пришлось

поправить господина Сенько С.Б., ведь такая возможность исключена.  

Существующие тарифы терминалов, номинированные в долларах США, и без

того сильно бьют участников ВЭД за нерасторопность.

В ходе совещания была приведена статистика Всемирного Банка, в

соответствии с которой Россия занимает 170 место в рейтинге по уровню

развития международной торговли.  Рейтинг рассчитывался, в том числе, и

исходя из условий ведения ВЭД. И если по времени оформления документов

ВЭД Россия отстает от стран Европы и Азии лишь на несколько процентов, то

по уровню расходов на прохождение таможенных границ мы значительно

уступаем лидерам. Это может подтвердить как статистика, так и практика.

Мы на своем опыте знаем, что расходы, связанные с прохождением грузов

через порт Санкт Петербург, очень большие.

(http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia#trading-across-

borders)

 Чиновники из Москвы попробовали по-доброму «накатить» на

представителей линий и терминалов, присутствовавших на встрече.  Линии

(MSC и OOCL)  и терминалы (КТСП) заняли оборонительную позицию.

Отмечалось, что ставки конкурентные, а валютные ставки на ПРР

соответствуют валютным кредитам терминалов.

Проверялась на прочность позиция Балтийской таможни, но её

руководитель отсек все попытки обвинить таможенный орган в излишних

расходах участников ВЭД. Более того, Сергей Борисович пообещал, что

количество досмотров не будет превышать 5% от всех контейнерных грузов в

импорте. Интересно, как это проверить, если есть еще досмотры по линии

Россельхознадзора, а также досмотры «по инициативе участников ВЭД»?

Чувствовалась тревога чиновников за отсутствие готового сценария

взаимодействия различных государственных контролирующих органов (ГКО).

Например, всплыл неоднократно поднимавшийся вопрос   унификации

электронно-цифровой подписи (ЭЦП), позволяющей подавать документы в

любое ГКО  в электронном виде. По мнению, высказанному в ходе

совещания, единый аккредитационный центр ЭЦП должен быть создан

силами Минкомсвязи.

Александров К. Б. предложил положить конец практике, при которой

договора на погрузо-разгрузочные работы в порту заключаются не с

терминалами, а с агентами морских линий. Отказ от этой системы  не только

снизит расходы участников ВЭД на 7-10%, но и позволит терминалам перейти

на рублевые тарифы за услуги хранения и досмотра. Ведь сейчас агенты  

иностранных линий хорошо зарабатывают на транзите денег по оплате

возмещаемых расходов. Чем больше расход грузовладельца в порту, тем

выше прибыль агента! Но, как стало видно из дискуссии, стороны не

слишком доверяют друг другу. Терминалы считают, что и перевод тарифов в

рубли, и расширение участников договора на погрузо-разгрузочные работы –

дело Федеральной Антимонопольной Службы.

Безусловно, лишь одними встречами с бизнес-сообществом в корне

упростить  ведение внешней торговли не удастся. Тем не менее, в глазах

чиновников читался искренний интерес разобраться в сложившейся

ситуации. Лед стал таять, и не только в акватории Финского залива, но и

между участниками транспортного процесса.  Атмосфера заседания

потеплела, и было достигнуто взаимное понимание, что медлить больше

нельзя!

К списку новостей